Невербальные средства общения китайского языка
Как мы отмечали в статье «Умеете ли вы говорить по телефону», невербальная составляющая общения — это более 70% всей информации, воспринимаемой в процессе общения между людьми. То есть, невербальные средства общения — это главная доминирующая часть нашей коммуникации с другими людьми. Из чего же состоит этот огромный блок передаваемой информации? И как этим всем пользоваться, чтобы донести до окружающих свои мысли и чувства?
Кендра Черри, писательница, автор популярных книг на тему психологии, выделяет 8 невербальных средств общения. Давайте ознакомимся с ее списком и обсудим его.
1. Выражение лица, мимика

Но не только поэтому мимика является важнейшим инструментом невербального общения. Писательница утверждает, что выражение лица передает основной объем невербальной информации.
Вы слышали про «американскую улыбку»? Американцы стараются как можно больше улыбаться в процессе делового общения. Так их учат на бизнес тренингах. Теперь вы знаете, почему это так важно. Поэтому следите за выражением своего лица, ведь это мощный инструмент влияния.
2. Жесты и позы

3. Паралингвистика
Это научное понятие включает интонацию, темп речи, акцент, громкость голоса и ударение на определенные слова.
Пример. Начальник на собрании произносит следующие слова: «Этот проект может открыть перед нашей компанией огромные перспективы». Паралингвистика может придать этим словам противоположный смысл:
- Начальник произносит эти слова с энтузиазмом, громко, с ударением на словах «огромные перспективы». Подчиненные понимают, что проект действительно важен.
- Начальник произносит эти слова быстро и вяло с ударением на слове «может». И всем понятно, что начальство сверху навязало бредовую идею.
4. Размещение и перемещение в пространстве

Очень многое о человеке может рассказать его походка и даже траектория движения. Если человек пересекает комнату по кратчайшей прямой через центр, то, скорее всего, это — открытый и решительный человек. Если человеку удобнее обойти комнату вдоль стены, то он, скорее всего, человек замкнутый и скептичный.
Еще один пример, он же мини-тест. Если в зале стоит несколько рядов стульев, и вы одним из первых пришли на собрание, куда вы сядете? Подумайте, прежде чем читать дальше. Чем ближе к первому ряду вы выберете место, тем сильнее в вас природное лидерство. Чем ближе к центру любого ряда вы сядете, тем сильнее ваш талант и склонность к общению с людьми. Если вы выбрали дальний крайний стул, вы — идеальный программист : )
5. Проксемика

Вы, наверняка, слышали, что человеку, выросшему в мегаполисе, требуется значительно меньшее личное пространство, чем человеку из деревни. Также на размер личного пространства влияет уровень жизни. Бедняку, привыкшему к скученности проживания, нужна меньшая дистанция, чем обеспеченному человеку, у которого есть просторное жилье. На размер личного пространства влияет даже тип личности человека.
Если вы хотите наладить контакт с собеседником, а не вызывать у него подсознательное раздражение, обращайте внимание на то, на каком расстоянии друг от друга вы располагаетесь. Если человек все время отступает или откидывается назад на стуле, стоит отодвинуться. Если он старается приблизиться, позвольте ему это сделать.
6. Контакт глаз
Это невербальное средство общения — многофункциональный инструмент влияния. Взглядом можно проецировать и доминацию, и подчинение, и любовь, и ненависть. Для эксперта говорящим является даже количество морганий. Кендра Черри утверждает, что чем чаще человек моргает, тем больше ему нравится то, что он видит.
7. Тактильная обратная связь

Аккуратное прикосновение к руке, похлопывание по плечу, объятия, да просто рукопожатие, являются эффективными инструментами установления личного контакта.
Хотя это — очень эффективный инструмент установления контакта, это невербальное средство общения следует использовать с большой осторожностью, потому что оно традиционно имеет сильный сексуальный подтекст.
8. Внешний вид

Пример. В компании, где я работала, появился новый директор по маркетингу. Через пару месяцев после вступления в должность он перекрасился в блондина. У него в подчинении работал гомосексуалист, который не скрывал своей ориентации. Сложив эти два факта, весь офис принял как аксиому, что новый директор по маркетингу — гомосексуалист. Каково же было наше удивление, когда к нему стала регулярно заходить на работу его подружка-девушка!
При обсуждении внешнего вида, Кендра Черри обращает особое внимание на психологию цвета, которой посвящена наша недавняя статья «Какого цвета ваша одежда?». Она подтверждает существование влияния цветовой гаммы на подсознание человека.
В частности, она упоминает интересный факт, что в некоторых древних культурах, таких, как Египетская и Китайская, хромотерапия использовалась в лечебных целях. Ниже приведен список терапевтических эффектов:
- Красный использовался для повышения тонуса тела и ума.
- Желтый — считалось, что он стимулирует нервную активность и очищает тело.
- Оранжевый использовался для лечения легких и повышения общего уровня энергии тела.
- Синий — считалось, что он успокаивает и смягчает боль.
- Индиго использовался для лечения кожных заболеваний.
Мы с вами познакомились с восьмью невербальными средствами общения по версии известного психолога-публициста Кендры Черри:
-
мимика,
-
жесты,
-
паралингвистика,
-
размещение и перемещение в пространстве,
-
проксемика,
-
контакт глаз,
-
тактильная обратная связь,
-
внешний вид.
Это — арсенал инструментов влияния на людей на работе и в личной жизни, которыми нетрудно пользоваться. Если вы не поленитесь поработать над ними, вы значительно повысите вашу личную эффективность за счет улучшения навыков коммуникации.